pravoslav_pol


Православная политика


Previous Entry Share Next Entry
"Спасение для всех", "мирное время", смысл страданий...
pravoslav_pol
Почитал Патриаршие рождественские выступления. В телеобращении сказано: «Хотел бы всем вам пожелать этой внутренней Божественной силы, которая помогает преодолевать любые кризисы на уровне человеческой личности. Но чем больше будет таких людей, способных бороться с трудными внешними обстоятельствами, тем сильнее будет народ, сильнее будет общество, сильнее будет весь род человеческий.
Показать полностью… В этом смысле Господь и принес спасение для всех, потому что открытая Им дорога к вечности, к спасению, к полноте жизни — это та дорога, по которой может пойти каждый человек» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4754285.html).

Упоминание о принесенном «спасении для всех» - это уже очень слабый отголосок некогда распространенных утверждений о том, что якобы все человечество «едино во Христе» и «спасено Боговоплощением». Подобные утверждения, правда, пока являются «общим местом» для православных модернистов. Присутствуют они и в документах «критского собора». Но у нас они все больше выходят из употребления – и слава Богу. Тем более что в телеобращении все-таки говорится, что спасение, к которому Христос действительно призывает всех и каждого, есть дорога, по которой лишь «может» пойти человек, а выше упоминаются «истинно верующие люди». Поэтому упомянутый рецидив и становится лишь рудиментом былого «всеединого» и «всеспасающего» мышления, но как далеко ушло официальное богословие от того кошмара, который происходил в 60-е – 80-е годы: http://antimodern.ru/mirology/ .

Честь и хвала тем православным мыслителям, пастырям и мирянам, которые полностью развенчали этот модернистский поток! Теперь его и вспоминать-то стыдно… Как и «экуменизм», и пацифизм…

Званы к спасению все – но избраны лишь немногие. Те, о чьем свободном выборе в пользу спасения знает Господь, написавший их имена в книге жизни. Провидчески глядя из иной реальности, Симеон говорит о Младенце Христе: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих» (Лк. 2, 34). «Спасение для всех» в этой реальности неведомо. И не надо бояться напомнить на Рождество о том, что спасение – только во Христе и через Него.

О жертвах катастроф и терактов, о смысле страданий говорится: «Нам невозможно понять, что происходит, с точки зрения нашей логики и нашего представления о справедливости. Бог ведет род человеческий и каждого из нас одному Ему ведомым путем. То, что является трагедией для нас, не является трагедией для Бога, потому что Бог в вечности. Он знает, что происходит с человеком после смерти. Но пока мы здесь, пока мы в теле, пока мы ограничены своей логикой, своим отношением к тому, что есть горе, а что есть счастье, мы, конечно, никогда не сможем до конца ответить на тот вопрос, который вы сейчас передо мной ставите» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4756757.html).

Очень серьезная тема. Мягко, с оговорками, но сказано о том, что безвременная кончина – это не всегда плохо, и оценивать Божию волю с позиций формальной справедливости неправильно. Для родственников погибших это трагедия, и не зря мы их утешаем, не зря плачем вместе с ними. Но для самих погибших – это радость, если они в истинной вере, с чистым сердцем, преображенным покаянием, встретились с Господом. Радость и для Бога - встретить таких людей. Аллилуиа, слава Богу – поем мы над гробом. Сколько бы не ужасались этому те, для кого смерть – крушение всего. Те, кто боится с Богом увидеться лицом к Лицу.

А вот очень интересные слова: «Кому-то, как нашим воинам, нужна помощь Божия, чтобы сохранить жизнь и здоровье в то время, которое мы называем мирным, но которое для очень многих наших соотечественников, которые защищают Отечество на ближних и дальних подступах, мирным не является» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4754315.html).

Многие могут прицепиться – о ком речь? Вроде бы на ближних подступах мир? Но люди с нормальным миропониманием знают, что там идет война. В одном месте силовая, пусть и вяло-позиционная, в других – информационная, экономическая, психологическая, культурная. Нет для нас на самом деле никакого «мирного времени», как бы кто ни хотел расслабиться и жить в свое обывательское удовольствие. Русские земли сегодня отнимают не при помощи танков, а при помощи «революций», интриг, грубого внешнего давления. Но результат тот же – как в 1941-м. ЕС и стоящие за ним силы оказались, увы, пока «успешнее» Гитлера. И отвечать нам надо с той же решимостью, как в сороковые.


Прот. Всеволод Чаплин

?

Log in