О браке - неутешительно...

Читаем документ «О канонических аспектах церковного брака» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5075384.html ). Он лишь немного улучшен по сравнению с  нормами, ранее формализованными в Основах социальной концепции или возникшими на уровне полуформальной практики. Так, устранены следующие поводы для признания брака утратившим каноническую силу: осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, заболевание проказой, сифилисом или СПИДом (однако добавлено «заболевание одного из супругов, которое при продолжении супружеского сожительства может нанести непоправимый вред другому супругу или детям». Признан невозможным церковный брак для лиц, «ранее состоявших в трех браках (учитываются браки как венчанные, так и не венчанные, но получившие государственную регистрацию), в которых желающий вступить в новый брак состоял после принятия им Святого Крещения». Пугачеву с Галкиным успели повенчать буквально в последний момент… 

А вот дальше начинаются проблемы. В очередной раз разрешено сочетать церковным браком православных с «католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере». Между прочим, по неотменимым каноническим правилам, молиться с еретиками нельзя. А допускать их участие не просто в молитве, а в церковном таинстве можно? Одно из правил, исключающих это, упоминается в ссылке, но тут же фактически пересматривается. Документ признает «отпадение одного из супругов от Православия» как причину для признания брака утратившим силу, а вот вступление в брак с неправославным супругом признает возможным. При этом совершенно правильно говорится: «Таинство Брака не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины христианской веры и нравственности». Большинство современных протестантов «первого поколения» определенно эти истины отвергает. Кто и как будет устанавливать степень такого отвержения, решая вопрос о допустимости брака? 

Я когда-то, мало зная об упомянутых правилах, не протестовал против внесения подобных положений в Основы социальной концепции, доверяя именитым канонистам. Но всем участникам Собора православная общественность разослала напоминания об этих правилах и о том, что отмене или пересмотру они не подлежат и подлежать не могут. 

Наконец, вся предложенная к сохранению система скоротечного расторжения церковных браков и заключения браков повторных очень мало сочетается с Евангелием. Вот только попробуйте вставить в принятый документ такие слова Самого Христа: «Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф 5:32); «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19:6). И подумать, как с ними сочетается написанное. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded