pravoslav_pol

И вновь о браках с "инославными"

Интереснейшая сейчас получилась дискуссия на епархиальном собрании Москвы насчет рецепции документа Архиерейского Собора о браке и принятия «подзаконных актов» к нему. Благодарен Его Святейшеству за спокойный тон этой дискуссии, который, похоже, дался нелегко, потому что вопрос поднял ваш покорный слуга. Под конец, правда, мне припомнили, что я «либерал» (ответил с улыбкой: был такой грех когда-то, каюсь) и что у меня какой-то не такой образ жизни. Если у Его Святейшества есть в чем меня канонически обвинить – милости прошу. Отвечать взаимными воспоминаниями о либерализме и образе жизни не стал, хотя поводов можно найти немало. Потому что превращать серьезную дискуссию в ток-шоу коммунального уровня было бы неправильно. Последний раз подобного рода дискуссию я имел с Волочковой, которой так и не удалось меня взять на контраргументы типа «а сам-то ты кто»? Мне такие «аргументы» не страшны. Я совершенно честен перед Богом, Патриархом, собой и другими людьми, включая Волочкову. ))
Теперь все-таки о серьезном. По сути я попробовал нащупать компромисс по поводу документа о браке, который отвергается многими людьми. Предложил поправку в постановления собрания, которыми предлагалось разработать к документу о браке «инструктивные указания». Поправка звучала так: «При работе над инструктивными указаниями, которые можно было бы потом предложить всей Церкви, следует провести системный диалог с профильными специалистами и православной общественностью, в том числе консервативно настроенной, для содействия церковной рецепции документа». Проголосована поправка не была.
Суть предложенного компромисса – в создании таких «подзаконных актов», которые хотя бы немного сгладили те положения документа, которые противоречат не только Евангелию и канонам, но и просто христианскому здравому смыслу. Неужели мы можем «автоматически», без специального общецерковного решения, общаться в одном из таинств – таинстве Брака – с членом, например, лютеранской шведской «церкви», которая благословляет браки гомосексуалистов? И зачем вообще в этом случае именно венчание? Почему нельзя просто констатировать факт совместной жизни православного и неправославного человека и помолиться о них – с участием православной стороны этого союза. А вот венчание – это совместная молитва и совместное таинство, а их совершение невозможно с явными и бесспорными еретиками.
Ответный аргумент был хорошо знаком – и давно опровергнут в документах наших ревнителей. Да, практика венчания с «инославными» - давняя и распространенная. Но, увы, давность канонической ошибки не легитимирует ее - вспомним, что и иконоборчество когда-то было "традицией", вполне себе "официальной". Отказ же от упомянутой практики особенно актуален в условиях, когда среди многих «инославных», по прозвучавшему сегодня слову самого Патриарха, «мы видим эрозию, постепенное высыхание полноценной христианской жизни вплоть до утраты веры и отказа от библейских нравственных норм». Было упомянуто о пастырских нуждах русских людей, живущих за рубежом. Но чей голос для нас важнее – святых, сложивших каноны, наших грамотнейших и ревностнейших мирян - или «брачных эмигранток»?
Проблема никуда не делась. Дискуссия не «закрыта», а только начинается. Вскоре продолжим ее с той самой консервативной православной общественностью, о чем она активно просит. И было бы совсем хорошо, чтобы в этой дискуссии приняли участие разработчики текста и «инструктивных указаний», а еще лучше – Его Святейшество. В любом случае очень рад, что сегодня вопрос удалось поднять.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded