pravoslav_pol

Category:

Вне Христа нет добродетели

Еще об одних словах Патриарха, которые иным показались необычными – даже некоторые наши консерваторы мне об этом писали. Читаем: «Главная цель христианина — это стяжать плоды Духа Святого, а в сегодняшнем апостольском чтении мы находим такие слова Павла: «Плод же духа — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Но все эти плоды духа не могут быть обретены в результате человеческой деятельности. Ни благость, ни долготерпение, ни милосердие, ни кротость невозможно стяжать, если мы лишь напрягаем для этого свою волю. Ничего не получится! Нельзя достичь любви волевыми усилиями, стиснув зубы. Невозможно воспитать милосердие, искусственно воздействуя на собственную психику. Из того, что составляет облик настоящего человека — человека, живущего по закону Божиему, — очень многого невозможно достичь своими силами. Что же поможет нам достичь тех духовных высот, о которых мы слышали в Послании апостола Павла к Галатам? А достичь их мы можем силой Божией, силой благодати Божией» (http://www.patriarchia.ru/db/text/5488109.html ).  

Вот тут все более чем правильно – просто в последнее время о таких вещах говорить «боятся» и «стыдятся», а зря. И я надеюсь, что это выстраданная, продуманная позиция. На самом деле никакая добродетель не может быть достигнута без Христа в степени, потребной для спасения. И дело не только в том, что в «мире сем» добродетели часто растворены грехом. Милосердие – безразличием к истине, мир – самоуспокоенностью, кротость и долготерпение – уступчивостью ко злу, воздержание – гордыней, радость – мечтательностью, любовь – блудом, в том числе духовным. 

От нас требуется следование не стандартам жизни «порядочного человека», а Нагорной проповеди. Требуется добродетель практически сверхъестественная. И это невозможно без благодати Божией. Она, а не «естественный закон» и не «совесть» – единственное средство достижения нравственного идеала (уже 25 лет напоминаю об этом, споря с (про)западной моральной теологией). Она, а не сила нашей воли, приводит к спасению – хотя волю нужно всячески прилагать. И не случайно св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшаго естества нисходят во ад» (http://xn--80abexxbbim5e6d.xn--p1ai/tom7/203.shtml ). 

Итак, вне Христа настоящей добродетели нет. А та, что есть, не избавляет от ада. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded