pravoslav_pol

Category:

Снова об "СБН"

Отправил сегодня ответ на запрос Общественной палаты РФ с комментариями на одиозный законопроект. В письме есть пара-тройка новых аргументов. Вот полный текст. 

Руководителю аппарата 

Общественной палаты Российской Федерации

П.В.Андрееву

Достоуважаемый Павел Викторович! 

Рад возможности ответить на вопросы, сформулированные в Вашем письме № 1-1/3513 от 26.12.2019. Ответы даются на вопросы под соответствующими номерами. 

1. Законопроект игнорирует существующую в Российской Федерации систему права, включая Конституцию РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Он фактически направлен на создание новой «области права», описывающей деяния, не подпадающие под действие УК и КоАП, то есть не являющиеся ни преступлениями, ни правонарушениями, и при этом вводит меры реагирования, которые по сути являются репрессивными, ограничивают права и свободы человека. 

Вопрос о действиях, опасных для жизни и здоровья человека, должен рассматриваться в рамках существующих областей права – в частности, уголовного и административного, при соблюдении хорошо сбалансированных в этих областях соображений защиты интересов как возможной жертвы, так и обвиняемого. Именно в этих рамках наилучшим образом может быть достигнута задача достижения единого правового регулирования без попытки радикальной пересмотры законодательной системы Российской Федерации. 

2. По смыслу ст. 24 законопроекта предполагается без судебного решения ограничить право человека на получение и передачу (распространение) информации; ст. 25 предполагает грубейшее нарушение права собственности по судебному решению. Ст. 24 существенно ослабляет право обвиняемого на защиту и на участие адвоката в отстаивании его интересов. В ст. 25 предполагается принуждение «пройти специализированную психологическую программу». Это может привести к нарушению принципа свободы совести, поскольку не все психологические теории и школы приемлемы для лиц различных убеждений и вероисповеданий. В целом законопроект неоправданно расширяет полномочия ряда государственных (муниципальных) органов и некоммерческих организаций. Критерии допуска последних ко вмешательству во внутренние дела семьи в законопроекте никак не описаны, что создает пространство для стихийного вмешательства. 

3. Описываемые в проекте меры профилактики являются избыточными. Мировая практика показала, что применение подобных мер не приводит к снижению случаев нелегитимного применения силы в домашней и семейной среде. 

4. Наибольшее возражение вызывает формулировка: «Семейно-бытовое насилие - умышленное деяние, причиняющее или содержащее угрозу причинения физического и (или) психического страдания и (или) имущественного вреда, не содержащее признаки административного правонарушения или уголовного преступления». Данная формулировка описывает деяния, никоим образом не являющиеся насилием. Действующее право практически не содержит ясных определений «психического страдания» и «имущественного вреда». Это способно породить опасность произвола и сформировать коррупциогенные факторы. Возникает впечатление, что авторы законопроекта хотят завуалированно сохранить в нем вызвавшие серьезную критику понятия «психологическое/экономическое/эмоциональное насилие». Данные понятия, заимствованные из зарубежного квазиюридического лексикона, описывают явления, насилием не являющиеся, и потому манипулятивны по существу. 

5. Законопроект оставляет впечатление компромиссного текста, не имеющего целостной концепции. Он вступает в противоречие с основами правовой системы РФ, о чем сказано выше, и потому, убежден, не может быть предметом рассмотрения Федерального Собрания РФ. 

Отдельно хотел бы отметить, что проблема противоправных проявлений в семьях и жилищах не обусловлена в первую очередь сложностями в отношениях между супругами, а также между родителями и детьми. Главный источник этой проблемы – злоупотребление алкоголем. Статистика ГИАЦ МВД РФ показывает, что среди жертв насильственных преступлений, в том числе бытовых, мужчин – в два-три раза больше, чем женщин. И применительно к насилию в семьях и жилищах это говорит о распространенности не «мести женщин мужчинам за семейное насилие», как утверждают некоторые сторонники законопроекта, а драк и иных подобных инцидентов между мужчинами. Существует также статистика, показывающая, что львиная доля преступлений в семьях или жилищах совершается в состоянии опьянения. Наилучшими средствами борьбы с подобного рода преступностью видятся принудительное лечение алкоголизма и его профилактика. 

В целом согласен с заключением на упомянутый законопроект доктора юридических наук И.В.Понкина: https://soroksorokov.ru/posts/news/ponkin-i-v-zaklyuchenie-ot-24-12-2019-na-proekt-federalnogo-zakona-sbn/ 

С уважением,

со-основатель сообщества «Русская миссия», член Общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси протоиерей Всеволод Чаплин

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded