Православная политика (pravoslav_pol) wrote,
Православная политика
pravoslav_pol

Category:

Еще об "удобном" христианстве

Дочитываю старые журналы - в конце прошлого года они у меня копились из-за вала бюрократической работы, которой теперь, слава Богу, нет. Наткнулся на очередную попытку привязать христианство к образу жизни обывателя и к обывательским ценностям. Александр Ткаченко в статье с симптоматичным названием «Христиане второй свежести» ( http://foma.ru/hristiane-vtoroy-svezhesti.html ) пытается оправдать «христианскую любовь к себе» (кстати, и на обложке «Фомы» этот мем забит). Вот несколько цитат: «Что означает — плохой христианин? <…> Ничего из «грехов к смерти», как их называл апостол Павел, ты не делаешь, следовательно, Царство Божие наследовать способен. Зачем же ты так себя называешь? <…> Современный христианин зачастую даже на уровне понятий не представляет, в чем разница между грехами к смерти, грехами не к смерти, мысленными грехами и страстями. Все это смешано в какую-то жуткую кашу, и в результате человек перестает видеть разницу между, скажем, убийством и привязанностью к вкусной еде, между супружеской изменой и сгоряча сказанным недобрым словом. В результате хороший, добрый человек, живущий по Закону Божьему, ощущает себя нераскаянным грешником, лишенным спасения. И, конечно же, не любит себя, да и за что тут себя можно любить? <…> Пора уже кончать с такой «аскетикой», прекращать быть «плохими христианами» и становиться просто — христианами. Любящими себя и поэтому живущими по заповедям, чтущими своего Бога в молитвах, как можно чаще причащающимися Его Телу и Крови, ежедневно читающими Его Божественное слово».
Вот так: «маленький» грех, тем более мысленный, не должен мешать чувствовать себя способным войти в Царство Божие. Ну не фанатики же мы, в самом деле! Мы «хорошие, добрые люди». Только возникает вопрос: как это сочетается с вечерними молитвами – может быть, последним способом каждодневного духовного воспитания наших «православных с человеческим лицом»? Вот хотя бы с такими словами: «Милостив ми буди грешному и обнаженному (то есть лишенному) всякаго дела блага, возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отыми от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития». А с Нагорной проповедью как сочетается? В ней, в словах Христа, читаем: «Если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф, 5, 30); «итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).
Христианство ставит настолько высокую планку борьбы даже с мысленным грехом, что человеческими силами ее не преодолеть – нужна помощь Самого Бога. То нравственное совершенство, которого от нас требует Господь, вообще недостижимо только нашими силами. И невместимо в образ жизни «нормального хорошего человека». Вообще христианство – «необычный» образ жизни. Его никак не сочетать с заботой о «завтрашнем дне» и обывательским расчетом. И если ум твой соблазняет тебя житейским спокойствием и налаженным бытом – помни о смертельной опасности, опасности геенны. Не надо привлекать «тусовку» образом православного христианина как «нормального члена общества потребления». Этот образ никого особо не привлечет – из действительно ищущих Истины людей. А вас, друзья, сделает проповедниками чего-то прямо противоположного Евангелию.
Александр предлагает нам мерить себя добрыми делами: «Для меня сейчас христианство — это когда ты делаешь добро, даже когда тебе плохо. Потому что в делании добра рядом с тобой всегда встает Христос». А бывает так, что и Сорос. Или прямо – сатана. Недаром святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад». «Добродетели падшего естества» на самом деле вредны, если не ведут ко Христу и не во Христе совершаются. И дело не только в том, что они тешат гордыню, порождают смертельно опасные для христианина самодовольство и самоуспокоенность. Хуже другое: сами по себе, будучи оторванными от духовной миссии, они дают и творящему добрые дела, и принимающему их, и всем окружающим иллюзию того, что этих дел «достаточно» - веры не надо. Следом за такой иллюзией – вытеснение христианских общин в сферу «социальной работы». А потом – исключение этих общин их из сферы идей и посланий, лишение их права обращаться к совести людей и народов. Итог печален – посмотрите на некоторые западные протестантские общины с их развитой социальной системой и почти уже полным отсутствием жизни духа.
Ну вот, а теперь хватит «цивилизованной дискуссии». Господа «глянцевые православные»! Оставляется вам дом ваш пуст. Если не очнетесь, Господь сможет проявить к вам милость лишь одним способом: выкинуть вас из уютных жилищ, погнать на тропы бегства или на поле брани, умертвить ваших детей (пока не нагрешили, им же во благо!), послать болезни, отнять заплывший обывательщиной разум – чтобы вернуть лишь за пять минут до кончины. И это будет для вас не зло – благо. В перспективе вечности.
Поэтому прошу вас и умоляю: возвращайтесь в Отчий дом, которые не исчезнет никогда. Он – не там, где царствует «маммона», где обустроена и предсказуема земная жизнь. Он – не в пребывающем граде». Он – в странствии от земли на Небо.
Протоиерей Всеволод Чаплин
Subscribe

  • Снова об "СБН"

    Отправил сегодня ответ на запрос Общественной палаты РФ с комментариями на одиозный законопроект. В письме есть пара-тройка новых аргументов. Вот…

  • Чему учит «Академия веры»?

    По поводу ролика «Есть ли христианство за пределами православия?» группа священнослужителей и мирян направила письма Святейшему Патриарху и ректору…

  • Пора анафематствовать Фанар!

    Союз православных братств обратился по этому поводу к Патриарху: Участники съезда Союза православных братств, состоявшегося в Москве 25 ноября…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments