протоиерей Александр Шабанов, Тверь;
протоиерей Владимир Зелинский, Италия;
протоиерей Вячеслав Баскаков, Тверь;
протоиерей Иоанн Косых, Ульяновск;
протоиерей Всеволод Чаплин, Москва;
иеромонах Никанор (Лепешев), пос. Наяк, Нанайский район, Хабаровский край;
священник Стахий Вертилецкий, Хабаровский край;
священник Георгий Рощупкин, Ульяновск;
священник Филипп Парфенов, Москва;
священник Александр Шрамко, Беларусь;
диакон Кирилл Храмчихин, Москва;
диакон Олег Симаков, Самара (так человек представился, подтверждения сана в интернете не нашел).
Протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер (Москва) просил публично обозначить, что он «оставил комментарий» к петиции.
Еще один клирик из Нижегородской области, с которым я на связи, просил не называть его имени.
Смелым отцам – спасибо за поддержку.
Появилась и некоторая критика. Так, Елена Жосул на сайте expert.ru довольно подробно излагает аргументы «против». Поскольку руководство «Эксперта» на мое предложение ответить там же сказало, что это не совсем их тема (все-таки опубликовав текст Елены), отвечу здесь – пожестче, чем ответил бы в «Эксперте».
Елена пишет: «Зачем?» - первоочередной вопрос, возникающий при размышлении над идеей усиления выборного принципа в Церкви. Действительно ли в избрании клириков и архиереев Русской церкви паствой есть необходимость – именно сегодня, в текущей фазе церковной жизни?».
Увы, произвол и вкусовщина при назначении духовенства вызывает боль и неприятие многих людей. Вот только что мне написали из одной славной епархии: отправлен за штат заслуженный, но способный служить настоятель, и вместо него назначен молодой архиерейский любимец, который уже является параллельно настоятелем другого храма. Зачем лишать общину полюбившегося священника и разрывать молодого человека на два послушания? Зачем вообще некоторые настоятельствуют в двух-трех храмах? «Ради хлеба куса»? Бесправие общины при определении священника, а епархии – при определении архиерея вызывает сотни жалоб каждый год. И эта ситуация требует исцеления.
Читаем далее текст Елены: «Много ли сегодня во всей России наберется полноценных приходских общин – маленьких «гражданских сообществ» церковной реальности, способных поддерживать соборный дух в своем небольшом пространстве? Полагаю, ответ на этот вопрос очевиден для всякого, кто обладает опытом регулярной церковной жизни хотя бы в течение нескольких лет и кто внимателен к этой жизни и происходящим в ней процессам. Даже отсутствие специальных исследований позволяет сказать: в настоящее время ожидать от приходов достаточной гражданской активности – в той мере, какая необходима для реализации обсуждаемых электоральных инициатив – преждевременно. Большинство современных русских приходов сегодня еще слишком слабо развиты с точки зрения крепости приходской общины. Можно сказать, что они находятся в стадии созревания, становления».
Мой опыт – другой. За 15, 20 и более лет существования – а именно столько существует большинство городских общин – все ресурсы развития они уже употребили. И в каждой можно найти одного-двух, а то и пятерых кандидатов в священники. И каждая способна определить, какой пастырь ей нужен. В сельской общине кандидатов обычно нет – пусть помогут соседние города, только дав возможность кандидату поработать в сельской общине годик-другой. Ведь такая община всегда предпочтет знакомого человека незнакомому, особенно «залетному» юноше, который обычно в этой общине и не задержится – «полетит» дальше или «слетит» с катушек (недаром у нас сейчас многие сотни бывших священников, рукоположенных поспешно и направленных в незнакомую для себя среду). Кстати, «гражданское общество» Локка тут как бы и при чем.
Дальше Елена пишет: «Сложно сказать, сколько времени нужно приходу для полноценного «взросления», - наверное, жизни как минимум двух-трех поколений. <…> Согласно данным большинства опросов, православными верующими сегодня готовы назвать себя около 80% россиян, однако регулярное участие в церковных таинствах принимают лишь несколько процентов – от трех до пяти. <…> Подспудно потребительское отношение к храму (я прихожу, чтобы удовлетворить личные религиозные потребности), к сожалению, является частью религиозного чувства немалого количества сегодняшних верующих. Потому что всё на счету – личное время, свободное от работы, лучше посвятить семье и развлечениям, свободные деньги потратить на детей либо ремонт в квартире, но не на приход. Показательна в данном случае ситуация с десятиной. Практика жертвы на храм одной десятой части своего дохода сегодня совсем не распространена. Комфортнее положить ее на депозит, а не в приходскую кассу».