Православная политика (pravoslav_pol) wrote,
Православная политика
pravoslav_pol

Categories:

Свет Торжества и страхи тьмы

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия вызвала нешуточные дискуссии – и это неплохо, потому что в тексте, как говорится, «есть за что зацепиться», в отличие от других церковных текстов последних месяцев. Проповедь была, судя по всему, выстраданной (надо было что-то сказать церковному народу о встрече с Папой), но довольно спонтанной, а потому, как это часто бывает у Его Святейшества, формулировки оказались предварительно не «обстреляны» критическими контраргументами, в том числе с точки зрения внутренней логики. Что ж, для частного мнения – нормально. )) И споры с критикой – тоже нормально и хорошо, а то всем, включая Его Святейшество, жить скучно будет. )))
Больше всего, конечно, накинулись на следующие слова: «Сегодня мы стоим перед очень опасным, на мой взгляд, явлением в философской, политической и духовной жизни. В Новое время возникло убеждение, что главным фактором, определяющим жизнь человека, а значит, и общества, является сам человек. Несомненно, это ересь, и не менее опасная, чем арианство. <…> Cегодня идея жизни без Бога распространяется с новой силой уже в масштабах целой планеты. Мы видим, как во многих процветающих странах предпринимаются усилия утвердить на законодательном уровне право выбора любого пути, в том числе самого греховного, идущего вразрез со словом Божиим. Это опасное явление в жизни современного человечества получило название «дехристианизация». Наверное, подобные философские взгляды нельзя было бы назвать ересью, если бы многие христиане их не приняли и не поставили права человека выше, чем слово Божие. Поэтому мы говорим сегодня о глобальной ереси человекопоклонничества — нового вида идолопоклонства, исторгающего Бога из человеческой жизни. Ничего подобного в глобальном масштабе никогда не было. Именно на преодоление этой главной ереси современности, которая может привести к апокалиптическим событиям, Церковь должна направить сегодня силу своего слова и мысли».
Ничего принципиально нового тут не сказано. Истинное христианство всегда так считало, всегда учило, что грешный человек (а иного в земном мире нет) не может быть критерием истины и лжи, должного и недолжного. Для личности и общества нужны вечные истины, данные неизменным Богом. И есть вещи более важные, чем права человека – вера, Отечество, нравственность, высшая миссия народа. Да, некоторые считают иначе. Но что же, Патриарх даже поспорить с этими людьми не имеет права – с церковного-то амвона? Или оттуда только Pussy Riot имеют право говорить?
Между прочим, больше всего слова Предстоятеля не понравились как раз тем, кто хотел бы поставить «права человека выше, чем слово Божие» именно как бы изнутри христианства. Эти люди прошли долгий и славный путь в некоторых западных общинах – например, многие лютеране, епископалы и старокатолики благословляют союзы гомосексуалистов и лесбиянок. И вот тут возникает вопрос о мере диалога с этими общинами и о том, когда все-таки надо переходить от улыбок и совместных заседаний к неудобному слову правды, к обличению.
Его Святейшество говорит: «Как только вы скажете человеку, что он еретик, вы закрываете всякую возможность общения с ним — он перестает вас слышать и становится вашим врагом, ведь он себя еретиком не считает и воспринимает эти слова как оскорбление. А в результате нет никакого диалога, и христиане замыкаются в своей среде, образуя «гетто», в том числе и мы, призванные нести свет Божий по всему миру». Свет и тьму все-таки надо различать – иначе те, кто тьму считает светом, скажут окружающим, что мы, православные христиане, «не против» тьмы. Святой Василий Великий считает недостойными братства даже христиан, которые «находятся в общении с людьми, держащимися иных мнений, если они предупреждены и остаются упрямы». Что уж говорить о самих этих людях! Не будем говорить здесь про диалог с католиками и даже с мусульманами, иудеями, буддистами – покуда этот диалог не связан с вероучительными компромиссами (Гаванская декларация, впрочем, в этом отношении не безупречна). А вот что говорить о «венчающих» гей-союзы? Это явный случай поставления «прав человека» выше Слова Божия. Не обличать это явление, не называть это антихристианством и сатанизмом – значит давать распространиться опаснейшему заблуждению. Встречаться до поры можно – но именно обличая, пусть даже вежливо. Вдруг хоть на смертном одре вспомнят, что им говорили. А главное – менее будут успешны в соблазнении «малых сих». И пока мы можем громко называть вещи своими именами, по-евангельски, речь не идет об уходе в гетто. Назвал ведь Патриарх в этом же слове ересью человекобожие – и правильно сделал, ни в какое гетто после этого не уйдет. Кстати, системный богословский диалог с лютеранами, епископалами и старокатоликами не случайно зашел в тупик – эти люди ушли от Православия дальше, чем были в начале диалога, и нравственное учение в большинстве этих деноминаций стало антибиблейским.
А вот с кем диалог по-настоящему сейчас надо вести – это с консервативной частью клира, монашествующих и православного народа, обеспокоенных Гаванской декларацией и проектами некоторых документов всеправославного Собора. Пока такого диалога практически нет. Неужели нечего ответить? Неужели нет даже малейшего желания скорректировать документы – например, придающие слишком большое значение Всемирному совету церквей и «экуменическому движению», где заседают те же общины, «венчающие» гомосексуалистов?
Теперь о том, чего в проповеди не было: ответа на вопросы, единственно ли истинной является Православная Церковь и могут ли достичь царства Христова нехристиане и неверующие. Ответа на этот вопрос также ждут многие люди – он для единства Русской Церкви становится критичным. И не надо, отвечая на этот вопрос, в угоду рецидивам «парижско-крествудского» богословия отказываться от подлинно православной традиции. Я сам когда-то увлекался «парижско-крествудскими» взглядами. Но отказался от них, потому что увидел, куда они в конце концов ведут: к той самой ереси человекобожия.
Не было в проповеди и намека на то, как через общественные преобразования уйти от монополии упомянутой ереси на закон и общественное устройство. Впрочем, это, наверное, задача для мирян – главное не затыкать им рот и не «сливать» их из страха либеральной критики.
«Либерал-христиане», правда, не заметили еще одних слов Патриарха, сказанных 19 марта: «В Писании и у святых отцов мы находим также утверждение, которое нередко вызывает негативную реакцию у современных людей: кого Бог любит, того и наказывает (Притч. 3:12). Если Господь посылает скорбь, значит, Он не отвернулся от человека, значит, Он дает ему шанс преодолеть трудности, дает ему шанс возрасти. <…> Снова хотел бы повторить дивные слова преподобного Ефрема Сирина: «Без скорби и печали нет спасения» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4407920.html).
Хороший удар по «парижско-крествудской» концепции, по которой Бог якобы никого не наказывает, а болезни, скорби и кончина земной жизни – абсолютное зло, которого Он якобы санкционировать никак не может, даже ради приведения людей к вечной жизни (Он же киска такая, да, – а если не киска, мы в Него верить не будем). Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не штатный пропагандист ереси человекобожия…
Прот. Всеволод Чаплин

Subscribe

  • Снова об "СБН"

    Отправил сегодня ответ на запрос Общественной палаты РФ с комментариями на одиозный законопроект. В письме есть пара-тройка новых аргументов. Вот…

  • Чему учит «Академия веры»?

    По поводу ролика «Есть ли христианство за пределами православия?» группа священнослужителей и мирян направила письма Святейшему Патриарху и ректору…

  • Пора анафематствовать Фанар!

    Союз православных братств обратился по этому поводу к Патриарху: Участники съезда Союза православных братств, состоявшегося в Москве 25 ноября…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Снова об "СБН"

    Отправил сегодня ответ на запрос Общественной палаты РФ с комментариями на одиозный законопроект. В письме есть пара-тройка новых аргументов. Вот…

  • Чему учит «Академия веры»?

    По поводу ролика «Есть ли христианство за пределами православия?» группа священнослужителей и мирян направила письма Святейшему Патриарху и ректору…

  • Пора анафематствовать Фанар!

    Союз православных братств обратился по этому поводу к Патриарху: Участники съезда Союза православных братств, состоявшегося в Москве 25 ноября…