?

Log in

No account? Create an account

pravoslav_pol


Православная политика


Previous Entry Share Flag Next Entry
Так еретик ли Патриарх?
pravoslav_pol
Думаю, стоит мне ясно обозначить свою реакцию на утверждения о том, что Патриарх Кирилл – еретик. Такие слова недавно произнесли несколько священнослужителей. Убежден: для того, чтобы обвинить человека в ереси, надо ответственно разбирать его высказывания, а также систему его взглядов в целом. Пока этого никто не сделал, поэтому и обвинения вряд ли можно считать обоснованными.
Сложность еще и в том, что настоящей системы взглядов, развитой и последовательно выражаемой, у Патриарха Кирилла просто нет. За несколько десятилетий своего служения он произнес массу проповедей и сделал массу заявлений, но очень многое в них было сказано ситуативно, чтобы понравиться аудитории, а разным аудиториям нравятся разные вещи. От многого пришлось отказаться, многое пришлось пересмотреть, однако не было ясно и честно сказано, почему та или иная позиция изменилась.
С письменными текстами Его Святейшества все еще сложнее. Сам этот человек не способен написать и пяти связных страниц. Он вообще не в состоянии держать в голове нескольких страниц письменного материала, не в состоянии понять, что вносимая им поправка или новая идея может войти в противоречие с другим элементом того же текста или вообще убить его логику. Это не возрастные особенности – так было всегда.
Слухи о Патриархе как об «интеллектуале» сильно преувеличены. Да, это человек эрудированный и обладающий острым умом. Он может вспомнить полезный для какой-либо дискуссии исторический факт, может извлечь несколько цитат из «длинной» памяти или из намедни прочитанного, может сказать яркую фразу или предложить внести в текст эффектную поправку. Но в этот момент перед его внутренним взором нет никакой распространенной системы воззрений, которую он бы последовательно развивал. Он просто старается держаться в рамках текущего набора политических «приличий» и «допустимостей», а главное – в рамках православных вероучительных норм и духовных интуиций. Первые рамки держатся непременно – ни разу этот человек не обличил власть имущих так, чтобы те отреагировали, а без реакции какое обличение… Вторые рамки, слава Богу, обычно тоже соблюдаются - хотя и не всегда, что отметили многие критики. Однако полуслучайные фразы, за эти рамки вышедшие, на продуманную и ясно сформулированную ересь определенно не тянут.
Письменные тексты митрополиту, а затем Патриарху Кириллу обычно писали люди с системным мышлением, со сформировавшимися взглядами. Так, концептуальные речи на Всемирном русском народном соборе в последние годы писал Александр Рудаков под моим руководством. Богословские тексты готовила команда митрополита Илариона. Тексты по общественно значимым вопросам – моя команда. «Озвучиватель» мог внести свои идеи, мог предложить некоторые поправки – более или менее грамотные, - но концепции, которую он мог бы пронести через десятилетия, у него не было никогда. В целом в итоге получалось неплохо. Сейчас происходит все больше спонтанных выступлений по важнейшим вопросам – посмотрите на стыдливо порезанную собственной пресс-службой речь в Мосгордуме с ее «тошниловками» и раскрытием источников познаний о жизни в виде разговоров работающих на него сторожей и дворников. Абсолютная власть повлияла на нынешнего Патриарха крайне плохо – он, похоже, возомнил себя человеком, в высшей степени компетентным во всех вопросах и имеющим в них последнее слово. И это создает грандиозную опасность для него самого, для Церкви и для окормляемых ею народов.
Возьмем, например, сферу христианской социальной мысли, в которой я работаю более четверти века. Уже в 90-е годы появилась концепция критики секулярного общественного порядка, возникшего в результате глобальной дехристианизации. Возникла и идейная основа постепенного возвращения к христианским основам права, государства и общества. Все это выразилось в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Дискуссию по проекту этого документа митрополит Кирилл реально возглавлял, умело гася явные противоречия, но в текст, слава Богу, глубоко не вмешивался. Я довольно активно развивал концепцию рехристианизации общества, государства и права применительно к разным жизненным ситуациям – в первую очередь в своих радио- и телепрограммах. Бешеное давление на православные и даже светские СМИ, направленное на то, чтобы убить мои программы и лишить меня права выступать, я считаю бунтом убожества, дорвавшегося до власти и желающего быть «на всех похоронах покойником». Но с этим бунтом мы справимся.
Между прочим, люди с ясной и проработанной системой взглядов в Церкви есть – даже если взгляды у них не совпадают и иногда меняются, о чем они честно говорят. Это люди очень разные: митрополит Иларион, Алексей Осипов, Константин Душенов, Владимир Осипов, отец Андрей Кураев, отец Савва (Тутунов), Александр Щипков, тот же Александр Рудаков, многие другие. Решения надо принимать, выслушав их всех, а еще лучше - усадив их вместе за выработку общей позиции и отказавшись от малейших попыток эту позицию предрешить, «продавить» собственное видение, непонятно чем обоснованное, при помощи зычного голоса, закрытия дискуссии и переписывания документов «за кулисами». Все эти методы – нецерковны по сути. Потому что греховны и безнравственны.
Чтобы Патриарха не обвиняли в ереси, над все важнейшие церковные решения и документы предварительно обсуждать всей Церковью – с возможностью доступа к процессу всех желающих и с концептуальной работой людей, которым есть что сказать. И должен быть полностью исключен псевдохаризматичсекий волюнтаризм, убивающий соборность и настоящую церковность. Он опасен и разрушителен. Он кончится большой бедой. Если он будет продолжаться, нынешнему Предстоятелю одна дорога - в Новый Иерусалим.
Сигналов уже очень много – даже публичных. А непубличных еще больше. Недаром одна ключевая в Церкви фигура все время гадает, когда «Святейшенька» помрет, а вторая – правда, уже попавшая под расчистку поляны для угодливых убожеств – пишет друзьям: «Бачилы очи шо выбыралы, а тепер хоч повылазить»…
Прот. Всеволод Чаплин


  • 1
Так еретик или не еретик? Вы-то как считаете?
А то туману словесного много, а итога не видать.

Не думаю, что таки еретик.

Я советую вам остановиться. Это всегда полезно в духовном пути.

Эк вы его припечатали. По-вашему, ему даже и еретиком стать не под силу?

Настоящий еретик - это харизматик, вносящий свое что-то новое в официальное вероучение.. В еретике дышит дух, ибо "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит"... Отвечает ли его «Святейшенька» этим параметрам?

Профессиональный торгаш и жулик этот Гундяев.

Агась... Святейший, значит, не интеллектуал. А Его Высокопреподобие, получается, интеллектуал, раз эдак авторитетно берётся о сем судачить. ;-) Но не соделают же из о. Всеволода страдальца ума, как бы оне ентого не желали-с.
Может и правду толкуют знающие лично отца протоиерея, что он атеист? ;-)


"Интеллектуал" к тому же признался, что не Патриарх готовил тексты выступлений с еретическим наклоном, а лично он сам принимал в этом участие. Т.е. о.Всеволод готовил эти самые еретические тексты в команде в Владыкой Иларионом, а затем подсовывал их Предстоятелю, "неумеющему и пяти слов связать". Самообличение - вещь похвальная! Только вот похвально ли плевать в ту руку, с которой многие годы кормился? В то время, когда устраивал всякие рок-концерты в подвале собственного храма? У пиндосов на праздниках креветки поглощал?

На востоке есть хорошая поговорка: "Если хочешь узнать чем наполнен сосуд - толкни его!"

Браво! Теперь у многих розовые очки с носу- то спадут..

Совершенно соглашусь с протоиереем Всеволодом Чаплиным, для того, чтобы стать еретиком, нужно много думать и читать, много читать и анализировать, много думать и писать. У таких людей, как Патриарх, на такую интеллектуальную работу нет времени. От людей такого типа требуется умение понимать людей, и выбирать в себе в команду компетентных специалистов, чтобы они могли компетентно думать – это первый и главный талант руководителя. Второе принятие правильных решений на основе компетентных рассуждений и идей компетентных специалистов в его команде.

Познавательно, но маловато по масштабу )

Вы дорогой батюшка могли б целую гишторию современной РПЦ написать,
а не размениваться на текучку, как и тот же Кураев.

Кот когда то о. Иннокентия Павлова агитировал за такие мемуары про ОВЦС и его работу со святейшим - так сачок )))!

Разве что один Калаказо войдет в ишторию по широте охвата персоналий и событий.

Жёстко Вы про Патриарха. Опустили ниже плинтуса.

Мдааа, ниочём, но главное очень обидно для своего бывшего патрона. Что-то всё это мне напоминает из нравов нашей отечественной псевдоинтеллигенции, как советсткого периода, так и нынешней. Очень Вы себя сейчас замарали.

Ориген, Мейстер Экхарт, Джордано Бруно, Ян Гус, Яков Бёме, Б.Спиноза - еретики, таков ли наш «Святейшенька»?

"С письменными текстами Его Святейшества все еще сложнее. Сам этот человек не способен написать и пяти связных страниц. Он вообще не в состоянии держать в голове нескольких страниц письменного материала, не в состоянии понять, что вносимая им поправка или новая идея может войти в противоречие с другим элементом того же текста или вообще убить его логику. Это не возрастные особенности – так было всегда".

П.С. Мы надеемся, что Автор блога нам еще расскажет много интересного об инкубаторе ФСБ, в котором вылупливаются подобного рода "преосвященства, высокопреосвященства и святейшеньки"...

Edited at 2016-04-15 11:37 am (UTC)

ну,Святейший может говорить долго ,к примеру,проповеди.Растекаясь мыслию так,что там что угодно можно сыскать и выдернуть и долго пережёвывать ,отвлекаясь от главного(до сих пор не могу забыть страшного-"не надо ВЗДЫБЛИВАТЬ ЦЕРКОВЬ" на интронизации- тихой сапой действовать будете?-подумалось).
Ибо "всяк человек ложь"-поёт св.Церковь устами Псалмопевца.
Поскольку "жоские"догматы как ответ на еретиков былого достались нам в целости,то отступить от них явно авва отче может и успешно делает лишь в сторону ВСЦ - мы оттуда не выступаем,хотя и "чотко позиции там держим?"-а это и к Вам вопрос,любезный автор блога-описали бы камлания на тех ассамблеях по-честному,так может ,всё бы и ясно стало без "авторитарности движений патр.Кирилла" ,Вам то уже в председательства лезть ещё раз -это ,право,подставлять всю Русскую церковь (да у них там в главарях знаешь кто-? и все улыбнулись)
В интернете есть известная видеозапись выступления о.Кирилла в Канберре в 1991 году,где он на словах о ЕДИНОЙ общей церкви так глаз трёт,как заправский масонишка,мол,зри в корень- я от этого лично до сих пор его воспринимаю как гнезда Ротова Никодима главный зуб.

Edited at 2016-04-15 06:00 pm (UTC)

Да, в ВСЦ много "этнографических" молений было - но все-таки христианских. Но сегодня эта организация еще хуже: там как видные делегаты и даже президент (глава Церкви Швеции Вейрюд) присутствуют представители сообществ, кощунственно "венчающих" гомосеков. Вот почему заканчивать надо, на мой взгляд, с участием там.

Дык у нас и своих гомосеков хватает. И среди священства тоже.
Как, кстати, Вы прокомментируете начало карьеры п.Кирилла в качестве секретаря у Ротова Никодима?

С точки зрения создателей ереси экуменизма, последователи Сергея Торопа тоже должны именоваться христианами, потому, что они верят во христа, как в сына божьего. Являются ли они на этом основании моими "братьями по вере"? Нет, не являются! Потому, что они верят в другого "христа", не в того, в Которого я верю. И католики и прочие еретики верят в другого христа, даже при том, что они его именуют Иисусом Христом.

Я верю в Иисуса Христа, Сына Божия, который рождается от Бога Отца. От Того Бога Отца, от Которого исходит Дух Святой.

Католики же верят в другого христа. В того, от которого исходит "дух святой". То есть они верят и в другого христа и в другую троицу, в которой другие свойства ипостасей.

Поэтому братьями по вере они мне быть не могут, до тех пор, пока не отвергнут свои заблуждения и не исповедают правую веру.




Кирилла всё больше не любят. С его приходом наша церковь теряет все больше благодать. Краснобайствует он красиво и умело, но его слова лишены Святого Духа и потому не остаются в сердце. Он хитрый, властолюбивый, наглый и ловкий политик, но патриарх никакой. Советы внедряли в иерархию специально людей, подверженных темным страстям (содомии и пр.), чтобы церковь держать в руках. Один Святой пророчил, что придет новый царь и очистит церковь от разложившейся иерархии, порочащей память Святых мучеников Апостолов Христа. Скорее бы пришел он!

Убежден: для того, чтобы обвинить человека в ереси, надо ответственно разбирать его высказывания, а также систему его взглядов в целом. Пока этого никто не сделалал"
Ошибаетесь. см. http://rwmios-f.livejournal.com/96332.html

Edited at 2016-09-03 12:32 pm (UTC)

Для того чтобы стать еретиком не обязательно пять страниц текста уметь написать. Этот всплеск эмоций отца Всеволода не содержит в себе ясного ответа на поставленный в заголовке вопрос. Только намек на то, что "по мнению отца Всеволода вроде бы нет". На самом деле ПК на протяжении десятилетий открыто исповедует свою веру в существование множества церквей. В прошлом году, этот новый вероучительный догмат, упраздняющий значение девятого члена символа веры, утвержден соборными документами.

"6.Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Православная Церковь констатирует существование в истории других не находящихся в общении с ней христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более правильном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с различными христианскими церквами и конфессиями и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель — подготовить путь к единству."
(Предварительные документы критского собора одобренные архиереями РПЦ как не противоречащие православию)

"С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации."
24. Православные и католики объединены не только общим Преданием Церкви первого тысячелетия, но и миссией проповеди Евангелия Христова в современном мире. Эта миссия предполагает взаимное уважение членов христианских общин, исключает любые формы прозелитизма.

"Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру. Призываем католиков и православных во всех странах учиться жить вместе в мире, любви и единомыслии между собою (Рим. 15:5). Недопустимо использовать неподобающие средства для принуждения верующих к переходу из одной Церкви в другую, пренебрегая их религиозной свободой и их собственными традициями. Мы призваны воплощать в жизнь завет апостола Павла и «благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании» (Рим. 15:20)." (Гаванская декларация)

"Священный Синод Русской Православной Церкви отметил исторический характер состоявшейся в Гаване встречи Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска и одобрил Совместное заявление, подписанное по итогам встречи." ( Синод )

Единство, которым обладает Церковь по своей онтологической природе, не может быть нарушено. Тем не менее Православная Церковь признает историческое наименование других не находящихся в общении с ней инославных христианских церквей и конфессий, и в то же время верит, что ее отношения с ними должны строиться на скорейшем и более объективном уяснении ими всей экклезиологической тематики, особенно в области учения о таинствах, благодати, священстве и апостольском преемстве в целом. Так, исходя из богословских и пастырских соображений, она благожелательно и положительно смотрела на диалог с остальными христианами на двустороннем и многостороннем уровнях и на участие в экуменическом движении новейших времен вообще, веря, что таким образом она несет активное свидетельство о полноте Христовой истины и о своих духовных сокровищах тем, кто находится вне ее, преследуя объективную цель – подготовить путь к единству. (критский собор)

  • 1